Калицева Светлана Дзибогкаевна, инструктор по физической культуре

Здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС дошкольного образования

Сегодня здоровьесберегающие технологии,-здоровьесбережение,

ФГОС и другие инновационные понятия стали активно внедряться в научно-

исследовательский оборот при осмыслении проблем образования,

воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений,

в том числе и дошкольных.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-

экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и

достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации,

научный и экономический потенциал общества.

В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но

особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни,

когда формируются все морфологические и функциональные структуры,

определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно

исследованиям специалистов, около76% болезней взрослых уходят корнями в

детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным

направлением деятельности всего общества. Здоровые дети являются

сегодня одним из важнейших факторов социально-экономического развития

общества в будущем, так как способны заниматься производительно-

полезным трудом в полном объеме.

Интерес ученых к здоровью детей всегда был высоким, но последнее

время он обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости,

снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и

умственного развития. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и

подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, «…за последнее время

число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%

среди детей, поступающих в школу» [6, с. 119]. Наряду с семьёй и системой

здравоохранения, доля вины за негативные тенденции в здоровье детей лежит

и на органах образования, в том числе и дошкольного.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах

(далее - ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения

и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и

укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия».

И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится

поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в

дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и

укрепление здоровья детей, получили название «здоровьесберегающие

технологии».

По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ» [45 c. 212].

Вопросы здоровьесберегающих технологий в ДОУ раскрываются в работах Е. С. Полат, И. З. Берсеневой, Е. М. Белостоцкой, Е. Н. Вавиловой, В. А. Волковой, Л. В. Гаврючиной, В. А. Гордеевой, Т. В. Кротовой, М. Н. Кузнецовой, Л. И. Лукиной, М. А. Руновой и т. д.

Однако, на наш взгляд, вопросам педагогических возможностей здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

9 марта 2023 в 17:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.